Фрагмент для ознакомления
2
1. Сформулируйте определение понятия апофатическое свойство. Приведите 3-4 примера апофатических свойств и поясните, что отрицается по отношению к Богу посредством каждого из этих свойств? В чем заключается значение апофатического метода? Приведите примеры апофатических свойств из письма 38 «На Богоявление» свт. Григория Богослова.
Апофатическим богословием (его еще называют негативная теология) называют метод, который заключается в том, что сущность Божественного выражается путем последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых ему. Познание Бога происходит через понимание того, чем он не является.
Положительно богословие (катафатическое) – это противоположность апофатического. И катафатическое – это положительные определения, а апофатические – отрицательные определения, например, противопоставляются такие понятия как «безгрешный», «бессмертный» и т.д.
Истоки апофатического богословия находятся в глубокой древности, например, истоки можно найти в древних мифах, вавилонских, где речь идет о таинстве и непознаваемости богов.
Если говорить об апофатических свойствах, то это те свойства, которые получают путем отрицания ограничений свойственных антропоморфному мышлению. К таким свойствам относят:
- самобытность. Это свойство отрицает у Бога ограниченность по началу и причине своего бытия «Я есмь Сущий» (Исх. 3,14)
- Неизменяемость. В своем существе Бог есть один и тот же, так же как и в Своих совершенствах, и в Своих определениях. Существо не может подвергаться никакого рода переменам или случайным переходам из одного состояния в другое. Жизнь Бога является всецелым выражением Его сущности, и всегда она равна собственному внутреннему содержанию. «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3,6).
- Вечность. Это свойство, которое у Бога отрицает зависимость от условий времени. Бог Сам Творец времени, Он пребывает вне времени, и всецело же Он присутствует в каждом моменте времени. « Ты Господи пребываешь во веки» (Плач. 5, 19).
- Неизмеримость и везде присутствие. Это свойство по смыслу очень близко к предыдущему, за Богом отрицается не только зависимость от времени, но и от пространства, как формы существования изменчивого бытия. Это была полная противоположность культу Ветхого Завета, который был жестко локализован в пространстве.
Соответственно, апофатический метод, то есть метод отрицающий, в христианской догматике является методом доказательства бытия Божия. Данный метод построен на том, что признается принципиальная непознаваемость Бога и его важнейших проявлений в реальном мире. Рационалистическое обоснование догматики отрицается в апофатическом методе. Кроме того, этот метод признает лишь один способ богопознания – мистическое озарение.
Апофатическое богословие построено именно на этом методе, которые строится на аксиомах и отрицает любую попытку что-либо познать, доказать, но при этом он признает сверхчувственное постижение. Этот метод вполне соотносится методом медитации. Апофатический метод породил христианский символизм.
Святой Григорий Богослов говорит, что «Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть; ибо слова: был и будет, означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему; а Сущий всегда». Бог, согласно свят. Григорию, «сосредотачивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится». Это соответствует как раз апофатическому богословию.
2. Приведите определение понятия антиномии в богословии, предлагаемого еп. Каллистом (Уэром) в статье «Паламитские споры». Чем обусловлено использование антиномий для выражения опыта богообщения? Определите, относятся ли к антиномическим, согласно определению еп. Каллиста (Уэра), следующие два положения: а) Господь Иисус Христос является истинным совершенным человеком; б) Господь Иисус Христос обладает истинной совершенной человеческой душой.
В богословии такое понятие как антиномия утверждает две противоположные истины, которые на уровне дискурсивного мышления согласованы быть не могут. Но при этом они могут согласоваться и на более высоком уровне созерцательного опыта. Бог «находится» вне мира в собственном смысле этого слова, и описать его человеческим языком или постигнуть разумом не представляется возможным. Точный описаний Бога просто не существует, но при этом есть много «указаний» на Него. Христианская традиция всегда старалась стать ближе к непостижимому, при этом имея постоянную необходимость в «антиномичности».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
Святоотеческие источники
1. Григорий Богослов, свт. Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя // Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2-х т. Т. 1. С. 522–532.
2. Григорий Богослов, свт. Слово 45. На Святую Пасху // Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2-х т. Т. 1. С. 661–680.
Богословская литература
1. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1997. Ч. I и II: 160 с. Ч. III: 292 с.
2. Каллист (Уэр), еп. Паламитские споры / К. Б. Михайлов, пер. с англ. // Альфа и Омега. 2002. № 4 (34). С. 190–212.
3. Лосский В. Н. Предание и предания / В. Рещикова, пер. с фр. // Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сборник статей / В. Писляков, общ. ред. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. С. 513–544.